В Костанайском индустриально-педагогическом колледже преподавателем специальных дисциплин: Туром Андреем Сергеевичем, представлен проект разработки интеллектуального робота-помощника под названием Томирис. Название выбрано в честь правительницы сакского народа с целью популяризации национального наследия среди молодёжи. Основной задачей робота является помощь в образовательном процессе, особенно в работе со школьниками и студентами.Одной из главных проблем в сфере образования является высокая нагрузка на преподавателей. В течение рабочего дня они обрабатывают огромный объём информации, повторяют одну и ту же тему, не всегда имея возможность уделить внимание каждому обучающемуся. Для решения этой задачи разработан робот с элементами искусственного интеллекта.Создание робота началось с моделирования внешности. На основе фотографий была создана 3D-модель лица, после чего началась работа над механической частью. Детали печатались с использованием 3D-принтеров, установленных в колледже и на базе личного оборудования одного из преподавателей. Первоначально были изготовлены и собраны элементы глаз, затем — челюсти с установленными сервоприводами. Управление механизмами осуществляется с помощью микроконтроллера Arduino.Для реализации функций искусственного интеллекта использован язык программирования Python. В конструкцию встроены камера, динамик и микрофон, что обеспечивает возможность общения с людьми. Система определяет наличие человека в кадре и устанавливает с ним зрительный контакт, что особенно важно для установления доверительной связи, в том числе со старшим поколением. Робот выполнен в форме, приближенной к человеческому облику, что способствует более естественному взаимодействию.Обучение робота осуществляется через платформу Google Teachable Machine, что делает процесс адаптации и обучения интуитивно понятным и доступным. Достаточно загрузить необходимый текст или вести тематический диалог в течение определённого времени. Это открывает возможности использования робота не только в образовании, но и в сферах маркетинга, психологии и других областях, связанных с коммуникацией.Робот уже прошёл апробацию в рамках учебного занятия. В процессе урока ученики задавали вопросы по теме, на которые робот давал ответы. Такой формат вызвал живой интерес у учащихся и способствовал более эффективному усвоению материала. Преподаватель отметил рост вовлечённости студентов в теоретическую часть урока. По завершению занятия проведён опрос, в котором все участники высказались за актуальность и целесообразность внедрения подобных роботов в образовательный процесс.В результате проведённых работ создан робот-помощник с элементами искусственного интеллекта, который помогает улучшить качество обучения и снизить нагрузку на преподавателей. Единственным техническим ограничением является необходимость подключения к интернету для полноценной работы ИИ, однако в условиях современной городской инфраструктуры это не является значимой проблемой.Важно отметить, что все компоненты устройства могут быть изготовлены на территории Казахстана, а себестоимость робота остаётся низкой. Это создаёт условия для масштабного внедрения технологии в образовательные учреждения, включая сельские школы.